Библиоживопись

      На этой странице я хочу отразить присутствие библиотеки в целом и книги в частности в мировой  живописи. Проблема в том, что если книга в единственном числе присутствует на неисчислимом множестве картин, то целые библиотеки встречаются не так часто. Поэтому начну с малого.
Картина первая. Алексей Васильевич Тыранов. Перспективный вид Эрмитажной библиотеки (масло). 1826г.

Русский портретист и жанрист Алексей Тыранов - ученик Венецианова и Брюллова. Известен  как автор лучшего, пожалуй, портрета Айвазовского. А эту картину он написал, будучи вольнослушателем Петербургской Академии художеств. Три года прожил в Риме, создал там несколько полотен. Умер, как водится, в полной нищете в 51 год.
Картина кажется  очень уж академичной, но для меня ценна  зафиксированная библиотечная атмосфера той эпохи, несомненно удавшаяся автору. Высокие сводчатые потолки, книжные шкафы, похоже, красного дерева, паркет, колонны, льющийся в окна свет, два беседующих человека, библиотекарь (надеюсь, это он), записывающий что-то за столиком, - красиво...

Картина вторая. Константин Андреевич Ухтомский. Зимний дворец. Библиотека Вольтера (акварель). Ухтомский, собственно, не художник, а архитектор. Правда, в Императорской академии художеств он учился живописи, окончив это уважаемое заведение в звании "художника 14-го класса". Именно в Академии  он создал потрясающую серию акварельных интерьеров Зимнего дворца: http://subscribe.ru/group/pozitiv/202206/.
 Эта картина как раз из той серии. Холодновата, на мой взгляд, за счёт серо-голубых тонов потолка и пола. В общем, тоже красиво, но мне не хватает людей, хотя перед Ухтомским наверняка стояла задача лишь запечатлеть интерьер. Думаю, удалось. Скульптура Вольтера впечатляет.




Картина третья. Жюль Мейблюм. библиотека в доме П.С.Строганова в Петербурге (акварель). 1860г.
О Мейблюме пока знаю, что он, несмотря на имя, - русский художник. Павел Сергеевич Строганов поручил ему сделать серию картин с интерьерами своего особняка. Лично мне эта библиотека очень нравится. Эти низкие светлые шкафчики для книг - просто прелесть что такое!


Картина четвёртая. Николай Богомолов. Библиотека
Богомолов - питерский художник. Что интересно, в прошлом - технарь, окончил ЛТИ им. Ленсовета. Нравится мне какой-то особенной, печальной лиричностью. А в этой картине и загадка ощущается. Библиотека в некой ротонде, запущенная, заброшенная, видимо. Когда-то люди были, читали,  - вон на подоконнике стопка книг лежит, а сейчас всё каким-то вьюном затягивает. Наводит на мысль, что вообще люди с планеты исчезли. И ещё, мне представляется, что кресло развёрнуто вслед последнему уходящему отсюда когда-то человеку...



Картина пятая Эдуард Петрович Гау. Библиотека императора Александра II в Зимнем дворце (акварель, белила). 1867г.
   Э.Гау - русский художник, выдающийся мастер архитектурной живописи. Библиотека на его полотне смотрится очень тепло и уютно, несмотря на то, что императорская, - хочется полазить по шкафам, выбрать книгу и присесть в каком-нибудь из кресел часика так на два... Хотя в моём представлении Александр II с книгами и библиотекой как-то не "монтируется". Конечно, какой-то справочной литературой он наверняка пользовался, и всё-же, всё-же... ну, не книжный он был человек.


Картина 6 Иоганн Хамза.  Джентльмен, читающий в библиотеке (масло). 1897, 1898 г.
По одним источникам Хамза - чешский художник, по другим - австрийский. В общем, дело в том, что родился он в Чехии, а учился, работал и умер в Австрии. Картины у него очень красивые, главным образом, он изображал роскошные интерьеры и разнаряженных людей в оных. На нескольких его полотнах запечатлены и дворцовые библиотеки. Вот они.












Книге как артефакту в живописи повезло куда больше. Несть числа полотнам, на которых изображены девочки, девушки и женщины с книгами. Мужчин с книгами меньше, что наводит на определённые размышления. Но не будем об этом. Итак, "парад" книги в живописи открывают Мадонны!
Сандро Боттичелли. Мадонна с книгой (темпера). Около 1479г.
Когда смотрю на эту картину, никак не могу отделаться от двух навязчивых впечатлений: 1)  ребёнок сидит на руках у Мадонны в довольно странной позе, по-моему, ему не очень удобно; 2) накидка Мадонны сшита из джинсовой ткани. Понимаю, что я заблуждаюсь, в особенности во втором пункте, но сделать ничего не могу.
К остальному претензий у меня нет. Лицо у Мадонны типично боттичеллиевское, книга внушает уважение - хороший формат, цветные виньетки, впечатляющий объём. Надеюсь, и содержание соответствует форме.





Сандро Боттичелли. Мадонна дель Магнификат (тондо, темпера). 1482-83гг.
Ещё одна картина Боттичелли. Народ вокруг Мадонны и Младенца - ангелы. Интересно, что на обеих картинах ребёнок упорно отворачивается от книги. В общем-то я его понимаю, книги явно не детские, а для серьёзной литературы он маловат. Обе эти картины в моём сознании перекликаются с "Тайной вечерей" Леонардо да Винчи. Колоритом, конечно, там тоже обыгрываются два цвета - красный и синий, в основном апостолы одеты кто в красное, кто в синее, а Христос в красно-синее. А Боттичелли одел так своих Мадонн с книгами...


 Джорджоне. Читающая Мадонна (масло). 1500-1510 гг.
Ну вот, ещё одна "красно-синяя" Мадонна с книгой. Вот здесь ребёнок уже на книгу смотрит с некоторым интересом. Да и Мадонна выглядит заинтересованной чтением. Вообще-то глубокие исследователи творчества Джорджо Барбарелли да Кастальфранко оспаривают атрибуцию этого полотна. Вроде бы что-то не совсем так с площадью Сан-Марко и самим собором, изображёнными за окном.
Мне эта Мадонна нравится. Умиротворяющая картина - миловидная женщина спокойно погрузилась в чтение у окна, за которым неспешно течёт жизнь средневековой Венеции. У неё на лице написано: "Время идёт? Пусть идёт, а я буду читать!" По-моему, вот такими картинами надо украшать библиотеки.

Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле (темпера). 1502-1504 гг.
Да-да, вы не ошибаетесь, и Рафаэль туда же, снова знакомые цвета. Он написал эту миниатюру - всего-то 17,5х18 см. - в 20-летнем возрасте. Конестабиле - это графская семья, на протяжении долгих лет владевшая картиной. Александр Второй купил её в подарок супруге Марии Александровне. Вот с тех пор она и выставляется в Эрмитаже, рядом с Мадонной Бенуа и Мадонной Литта великого Леонардо да Винчи. В данном случае даже известна книга в руках Мадонны - это Свящённое Писание. Правда, при  реставрации картины выяснилось, что изначально в руках Мадонна держала гранат, символизирующий пролитие крови Христа в будущем.

Наверное, чтобы не быть голословной в смысле цветовой параллели этих Мадонн с "Тайной вечерей" Леонардо, уместно поместить здесь и её:
Надеюсь, вы поняли, о чём я.
 Бернардино Луини. Мадонна с младенцем и свв. Екатериной и  Варварой.
Да-да, снова тёмно-синяя накидка и красное платье... Луини - личность ещё та. Один из леонардесков. Прославился своими Мадоннами, у него их несчётное количество, потому как работал со скоростью невероятной. Штамповал Мадонн, сутками не выходя из мастерской. Между прочим, именно творения Луини чаще всего принимали за кисть самого  Леонардо.
На этом полотне меня больше всего радует ребёнок, этак бодренько тянущийся к знаниям в лице книги. Да, святые Екатерина и Варвара тоже имеют непосредственное отношение к книге и просвещению. Екатерина жила в Александрии и прочла все древние книги, знала кучу языков и была отличным оратором. Варвара, заточённая в башне, принялась наблюдать за окружающим миром и самостоятельно пришла к мысли о единобожии. Обе стали христианками, а поскольку дело было в III веке н.э., обеих, разумеется, замучили. Причём, Варвару - родной папенька. Но об этом подробнее расскажу на другой странице, посвящённой "книжным" святым.


Рогир ван дер Вейден. Мадонна в красном. ок. 1440 г.
Живописец - личность в какой-то степени загадочная. Все архивы, которые могли что-то поведать о первых годах его творческой деятельности, сгорели. Известно, что был он человеком непростого характера. Став известным художником, получая огромное количество клерикальных заказов, создавая портреты аристократов, ван дер Вейден, тем не менее, презрительно отказался от должности придворного живописца. Вдобавок, он ещё и никогда не подписывал свои картины, что сейчас безумно затрудняет их атрибуцию.
 Ребёнок на картине мне тоже нравится. Сидит себе на коленях у матери, книжку листает, наверное, картинки рассматривает. Вот это я называю разумным времяпровождением для детей. Несомненно- тоже в галерею библиотеки!






Теперь пойдут все остальные картины, на которых присутствует книга. Конечно, их очень много, поэтому выбирать буду только те, которые нравятся, уж извините, мне лично.
Рогир ван дер Вейден Читающая Мария Магдалина 1435 г.
Вот нравится мне всё-таки ван дер Вейден! Правильные он сюжеты выбирал. У всех Мария Магдалина - либо кающаяся, либо присутствующая на Голгофе, либо благовествующая. А у него - читающая. Да ещё как! Глубоко, увлечённо, заинтересованно. Вообще-то первоначально самостоятельной картиной это не было. То, что вы видите, - часть запрестольного образа "Мадонна с Младенцем и святыми". Целиком полотно до настоящего времени не сохранилось, к сожалению. К сожалению, - потому что очень интересно, что там за фигуры рядом. Ну, да ладно, главное-то осталось - книга. И Магдалина, конечно!


Ирен Шери (Ирина Вишневская) Девушка с книгой.
Очень интересная петербургская художница. Легко узнаваемый стиль, красивая живопись и несгибаемость генеральной линии в творчестве мне чрезвычайно импонируют. Она пишет женские образы так, что я прямо-таки гордиться начинаю, что отношусь именно к этому полу, а не к противоположному. Вот тут есть немного информации о художнице и довольно много репродукций других её картин: http://nasati.ru/muzika-cveta/jivopisi/zhenskie-obrazy-ot-irene-sheri.html .
Главное, что книга на этой картине - моего любимого цвета!
А вот ещё одна "Девушка с книгой" от Ирен Шери. Немного другой образ, и книга поменьше, но тоже удивительно красиво! Осенние волосы, блики солнца на руках, бокал, бусы. Я почему-то уверена, что она читает стихи...















Наконец-то я добралась до прерафаэлитов, к которым у меня сложное отношение. Творчество их мне, безусловно, нравится, но люди были, как бы это помягче сказать, весьма своеобразные...
Ну, ладно, значит, Данте Габриэль Россетти "Пия де Толомеи" (1868г.)

История взята из "Божественной комедии" Данте. Пия была заточена мужем в замке, а затем им же и отравлена. Спорят о причинах столь девиантного поведения мужа, но каковы бы они ни были, я считаю его действия возмутительными, и покончим с этим.
На картине, на мой взгляд, всё ясно: заточенная женщина грустит, положив рядом единственное доступное ей развлечение - книгу. Да, сей предмет в те времена действительно был незаменимым "психотерапевтом" и позволял скрашивать тоскливую жизнь вот таким бедолагам, как эта несчастная Пия. Для меня картина - именно об этом.



Эдуард Мане. Железная дорога.
Никакой особой железной дороги тут, конечно, нет. Здесь есть женщина с книгой. Ну, наверное, это пассажирка, коротающая время в ожидании поезда. Женщина - постоянная и любимая модель Э.Мане Викторина Меран, во всяком случае, для "Олимпии" позировала тоже она. Викторина - девушка из довольно простой семьи, выросшая до художницы. Да, представьте, натурщица превратилась в художницу! В общем, книга в её руках - не инородное тело...

Джон Джордж Браун. Девочка с книгой. Читающая на скалах.
Д.Д.Браун -  американский художник конца 19 - начала 20 века. Прославился изображениями детей, каковые выходили у него весёлыми, жизнерадостными и довольными жизнью. Как видите, на некоторых картинах имеется и книга. Ну, читающая девочка написана, конечно, в традиционной манере, ничего выдающегося в этой картине, на мой взгляд, нет. Милый читающий ребёнок.
А вот вторая картина Брауна, по правде говоря, интригует. Вот чего ради молодая и с виду приличная девушка забралась на эдакую верхотуру, да ещё на самый солнцепёк? Ну что, больше негде почитать? А может быть, ей дома читать мешают, и она уходит куда-нибудь подальше, а ландшафта другого просто не имеется? Или, чем чёрт не шутит, дома читать запрещают, и она убегает туда, где её точно не будут искать?
В общем, простор для фантазии Браун, в данном случае, оставил громадный. Ясно одно: девушка - ну очень большая любительница чтения, что не может не радовать мою библиотекарскую душу...
И всё-таки, как она туда забралась?..

 

В Год культуры мы не могли обойти такую тему, как «Картины с изображением поэтов и писателей, книг и читателей». Книга очень часто является объектом пристального внимания учёных, книговедов и других специалистов. А сегодня наш взор обращается к творчеству художников, воспевающих этот загадочный шедевр мировой культуры. Возможно, она (это могут быть и журналы) занимает не центральное место на картине, но негласно является одним из главных её «персонажей».

Хотелось бы начать рассказ с людей, непосредственно причастных к рождению и созданию книги, конечно же, это великие писатели, которых трудно представить без неё. И на ум сразу приходит ряд русских писателей, чьи портреты писали известнейшие живописцы XVIII-XX веков. Самым прославленным из них является Николай Ге, из-под кисти которого вышли картины с изображением А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова.

Н. Ге "Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском" (1875)

Самым знаменитым, пожалуй, является полотно «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском», где молодой поэт вдохновенно читает своё творение нянюшке Арине Родионовне и Ивану Пущину. «Собирая материалы для картины, Ге был предельно внимателен, понимая, какая ответственность ложится на художника, обратившегося к образу великого национального поэта»1. Ведь были ещё живы те, кто лично знал Пушкина. Художник признавался, что скопировал портрет Пушкина у другого знаменитого портретиста О. А. Кипренкого. Современники Николая Ге отмечали, что лицо «Солнца русской поэзии» - одна из удач картины. Само полотно и поныне является одним из лучших в изобразительной Пушкиниане.
Фрагмент картины Н. Ге "Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском"


 
Н. Ге "Портрет Л. Н. Толстого" (1884)
Удачным можно считать изображение и другого великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Художник изобразил писателя в момент работы того над статьёй. Поэтому Лев Николаевич получился у него полностью погруженным в творческий процесс, вдумчивым и одухотворенным. Тем более, что живописец видел в нём духовную общность: оба остро переживали человеческое горе и нужду. «В этом портрете я передавал всё, что есть самого драгоценного в этом человеке»,- говорил художник.1  

 

Толстого с книгой в руках мы видим и на картине Ильи Репина. Писатель изображён сидящим в кресле и глубокомысленно глядящим на зрителя, как бы обсуждая с ним только что прочитанные строки. Молодым писателя изобразил другой известный портретист И. Н. Крамской. На этом портрете Лев Толстой написан в простой рубахе и пока без своих творений, но веришь, что этот человек ещё создаст эпохальное произведение.
 
И.Е.Репин "Портрет Л.Л. Толстого" (1887)          И.Н. Крамской "Портрет Л.Н. Толстого" (1873)

Перу Николая Ге принадлежат и картины «Портрет А.И. Герцена», «Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Портрет Н.А. Некрасова», написанные в течение пяти лет с 1867 по 1972 год. 
 
Н.А.Некрасов
М.Е. Салтыков-Щедрин


А.И. Герцен


Галерею портретов русских писателей и поэтов продолжает создавать не менее известный художник Иван Николаевич Крамской. Его кисти принадлежат изображения М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Гончарова, Д.В. Григоровича, П.И. Мельникова-Печерского и других литераторов 19-го века. И несмотря на то, что все они изображены в мрачных красках, это лица людей, несущих в мир просвещение и свет гуманизма.

Портрет Льва Толстого известен многим ценителям живописи своей необычной историей. Писатель  (будучи уже известным, но всё же достаточно молодым) долго отказывался позировать. А П. Третьяков так хотел заполучить портрет этого гения русского слова, что предложил Крамскому «Употребить всё …могущество, чтобы добыть этот портрет»2. И, вероятно, был хорошим провидцем, ведь именно портрет Л.Н. Толстого прославил Ивана Крамского как знаменитого художника-портретиста.
Будут в его творческой биографии и другие портреты мастеров слова, но этот оставил яркий след в душе художника и его «натурщика». 

Немного обособленно стоят два полотна с изображением поэтов Николая Некрасова и Аполлона Майкова. В них художник использовал светлую палитру. И, несмотря на то, что Н.А. Некрасов изображён в последние месяцы жизни, художник изображает его за писательской работой, окруженным книгами и рукописями – наследием великого поэта.



Ну, и жизнеутверждающая картина «Поэт Аполлон Майков на рыбной ловле». Здесь мы видим, что «ничто человеческое не чуждо» известному творцу лирических настроений и вершин романтической поэзии,   поэт с азартом предаётся простому занятию – рыбалке.







Все стороны человеческого бытия отразил Илья Ефимович Репин в образе великого русского графа-мужика Льва Толстого на своих полотнах. Облик писателя предстаёт перед нашими глазами на изображениях от набросков («Лев Толстой за чтением на диване» и «Лев Толстой за работой») до фундаментального портрета. 


 






 Игра цвета художника и его отношение к своему герою видится на картинах «Л.Н. Толстой босой» и «Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу». Здесь среди буйных красок русского леса стоит (в другом случае лежит) колосс с добрыми глазами и душой простого человека, занимающийся привычным на отдыхе делом – созерцанием природы и чтением книги. А какой урожай собирался с поля пахаря Льва Толстого?



Центральной картиной живописного толстовского цикла предстаёт портрет Толстого, сидящего в кресле с книгой в руках. Пожалуй, больше ни один художник того периода не уделял одному человеку столько полотен, сколько выполнил И. Репин, восхищаясь могучей статью «Зевса».

В других портретах русских писателей этого художника тоже прослеживается умиротворённость персонажей. Например, Леонид Андреев запечатлен в момент отдых на скамейке, Максим Горький за привычным и любимым делом – чтением своей драмы «Дети солнца» за круглым столом, а молодой Саша Пушкин – за декламацией стихотворения. 

Убелённые сединами Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Сергеевич Тургенев и Владимир Галактионович Короленко притягивают своим взглядом, как бы находя в нас собеседника или слушателя своих творений. 

Даже становится немного жаль, что эти великие люди жили в другое время. А вот бы пригласить их на встречу с нашими читателями!


Кстати, что касается читателей! Обратите внимание
на картину И. Крамского «Книги одолели!». Это только мне кажется, что уже в 19-м веке дети были точно так же загружены, как и современное юное поколение? Всматриваюсь в картину, и всё чудится грусть на лице героини. В одной руке книга, в другой птица-игрушка. Что перевесит детское настроение? Всё же преимущество в пользу книги, наверное, ведь голова склонилась в её сторону. А, может быть, она уснула? Попробуйте поинтересоваться мнением сверстников этой героини, что думают они? К сожалению, разыскать историю создания картины, имя натурщицы не удалось… Кто этот скучающий ребенок?

Похожий сюжет встречается и у художника В. Серова
в картине «Саша Серов». Ребёнок сидит за книгой, а на заднем плане изображена игрушка. Только в этом случае у героя вдумчивый осмысленный взгляд от прочитанного, а игрушка со скучающим видом ждёт своего хозяина.

Верится что, любознательность и культура чтения была присуща в те годы всем членам семей великих русских живописцев. Возьмём, к примеру, полотна И. Крамского «За чтением. Портрет С.Н. Крамской» или Н. Ге «Портрет жены художника».

Обе супруги заняты интеллектуальным занятием – чтением книг. И обе делают это с вдохновением, проникновенно перелистывая страницы. Такое впечатление, что их не тревожит окружающая действительность: гомон птиц или гул улиц, жара за окном или прохлада вечернего леса. Они увлечены чтением! Так и хочется заглянуть в их книгу, чтобы узнать, о чём их истории.


5 комментариев:

  1. Жду продолжения с нетерпением:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое! Моему блогу всего 5 дней, и уже первый комментарий. А опытные блоггеры говорили, что месяц ждать придётся, учитывая не особенную востребованность темы. Продолжу буквально сегодня-завтра.

      Удалить
  2. Какая стильная Ирен Шери!Мне нравится:)И у нее есть девушка с котом:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, с беленьким таким, по-моему. Мне Ирен тоже очень нравится.

      Удалить
  3. А какие есть ещё картины современных художников на эту тему?

    ОтветитьУдалить