"Книжные" святые

  Сейчас представители практически каждой профессии стараются заручиться поддержкой соответствующего небесного покровителя. Даже программисты. Собственно, я никогда не сомневалась, что у библиотекарей тоже таковой имеется, возможно, и не один. Так оно и оказалось. Святые, имеющие прямое или косвенное отношение к книге, таки есть! И на первом месте среди них, несомненно, стоит  
Тимофей - библиотекарь-мученик.
        Этот самый Тимофей жил в конце 3-го века н.э. в Египте, где-то неподалёку от Фив. Он занимал должность  церковного чтеца в небольшом селе, но кроме этого в его обязанности входило переписывание и хранение книг,  то есть по сути Тимофей являлся сельским библиотекарем. Если учесть, что происходил он из семьи христианского священника, ясно - переписывал и хранил он книги соответствующего содержания. Во главе римской империи в те тёмные времена стоял император Диоклетиан. Самое обидное в этой истории то, что  сам Диоклетиан относился к христианству в общем-то вполне терпимо.  В течение 19-ти  лет своего правления он даже и не помышлял ни о каких гонениях на представителей этой религии. Больше того, ближайшие родственники Диоклетиана и некоторые люди из его свиты открыто проповедовали христианство и никаким преследованиям не подвергались. Но однажды императора угораздило выдать свою дочь Валерию за некоего патриция Галерия, оказавшегося совершенно сумасшедшим фанатиком-язычником. Вот он-то и уговорил Диоклетиана предпринять кое-какие недружественные шаги по отношению к христианам. С чего начать,  Галерий не сомневался: главные виновники всех римских бед, конечно, книги. Их и решено было сжечь в первую очередь. Диоклетиан махнул на настырного зятя рукой и, решив не спорить, издал указ об уничтожении христианских книг. В положенное время указ дошёл до правителя Фив Арриана, и тот, прихватив для надёжности легион, отправился в поездку по вверенной ему территории на предмет контроля за  исполнением императорского распоряжения.
        Узнав о таком бесчинстве, Тимофей первым делом хорошенько спрятал всю библиотеку, а потом попытался уйти из своего села, но легионеры Арриана его схватили и стали пытать, выбивая сведения о местонахождении книг. К месту пытки библиотекаря прибежала его жена Мавра и, плача, принялась уговаривать мужа выдать библиотеку Арриану. Но Тимофей на своём стоял насмерть, твердя, что  книги - это "наше всё", и ради их спасения он готов пожертвовать жизнью (настоящий библиотекарь!). Мавра устыдилась и свернула свои пораженческие речи, а Арриану заявила, что даже если бы знала, где книги, всё равно бы ничего ему не сказала. Легионеры ещё немножко попытали Тимофея и Мавру, а потом распяли их на крестах, где они и скончались на десятый день мучений. Тимофею был 21 год, Мавре - 17.
      Эта история имела не менее трагическое продолжение. Арриан так впечатлился  мужеством Тимофея и его супруги, что после долгих размышлений сам принял христианство. Через несколько лет по приказу Диоклетиана он был утоплен. Причём, я сильно подозреваю, что и здесь дело не обошлось без паразита Галерия.
      Между прочим, день памяти Святого Тимофея отмечается 16-го мая - очень близко от Всероссийского дня библиотек!

       Почётное второе место в ряду святых, неотъемлемым атрибутом которых является книга, занимает, конечно Святая Екатерина великомученица.
     Екатерина родилась в 287 г. н.э. в Александрии и происходила из царского рода. Превыше всего эта красивая и знатная девушка ценила знания. Екатерина собирала книги древних и современных авторов, по нескольку раз перечитывала их, выписывала умные мысли и в конце концов осознала ложность язычества, закономерно став христианкой, причём взгляды свои она даже и не думала скрывать, а открыто высказывала свои мысли по поводу язычества. Царствовал тогда император Максимин, который быстро сообразил, что эта красивая, харизматичная и образованная девица, у которой в городе куча поклонников, запросто собъёт с пути истинного любого праведного идолопоклонника. А казнить её теперь - не очень-то комильфо, времена не те. И Максимин сначала решил  сломать Екатерину морально. Он пригласил в Александрию 20 (по некоторым источникам 50) крупнейших учёных философов того времени, которые встретились с Екатериной и стали уговаривать её опомниться, ссылаясь на почитаемые ею древние книги, свидетельствующие, по их мнению, о незыблемости языческой веры. Екатерина хмыкнула и, не сходя с места, тут же провела устный библиографический обзор упомянутых книг, легко доказав как раз обратное. Философы пораскинули мозгами, с ужасом осознали, как глубоко они погрязли в грехе, и тут же приняли христианство. Взбешённый Максимин приказал немедленно сжечь философов, а Екатерину высечь и бросить в темницу. Немного подумав, он решил действовать по-другому, а именно, предложил Екатерине выйти за него замуж и стать царицей. Но та презрительно ответила, что такой питекантроп, выползший откуда-то из каменного века, ей в мужья никак не годится, и чем быть царицей языческого царства, - лучше уж в речке утопиться. Её отправили назад, в тюрьму, а Максимин снова стал думать, что делать. Поскольку его умственные способности, в отличие от екатерининых, оставляли, увы, желать лучшего, думал он очень долго. За это время супруга императора Августа успела наслушаться в городе об Екатерине и решила поговорить с ней. Августа упросила Порфирия - друга Максимина и военачальника римской армии - провести её в тюрьму к этой удивительной девушке. Итогом беседы стало то, что на следующий день царица Августа в присутствии царской свиты и толпы горожан обозвала мужа "гнусным тираном" и "погрязшим в грехе язычником", тут же позиционировала себя ревностной христианкой и призвала народ Александрии к вооружённому восстанию. Порфирий поддержал царицу, попеняв Максимину на его неправедную веру, и веронетерпимость к окружающим. Народ, как водится, оторопело безмолвствовал, а Максимин, уже совсем плохо понимая, что происходит, на автомате велел отсечь головы жене и другу.
     Слегка придя в себя, Максимин подытожил убытки (философы, жена, друг и оставшаяся без руководства армия) и поймал себя на мысли, что теперь, собственно, ему уже всё равно - комильфо или нет. Паршивая девчонка должна ответить за всё и умереть страшной смертью. Максимин долго выдумывал хитрые приспособления для пыток Екатерины, но все их разрушали неведомые силы. Император плюнул и приказал просто отсечь голову непокорной девице, что и было сделано. Тело казнённой девушки исчезло и мощи её были открыты людям только через 200 лет на горе Синай. Там же был возведён храм в честь Святой Екатерины, где её мощи (голова в венце и рука) до сей поры демонстрируют паломникам. Кстати сказать, серебряную раку для мощей храму в 1689 году пожертвовал не кто иной, как Пётр Первый, очень почитавший эту святую (и Марта Скавронская получила в православии имя именно в честь этой святой).
         День памяти Святой Екатерины - 7 декабря.

       Далее в мартирологе книжных святых идёт Ефросинья Полоцкая. Её история начиналась, как сказка. В начале 12 века в городе Полоцке княжил Всеслав Чародей, младший сын которого женился на  Софии, дочери Владимира Мономаха. И было у них две дочки: Предслава и Гордислава. Старшая, Предслава, больше всего любила книги. Рано выучившись читать, она приохотила к этому занятию и сестру. Когда ей исполнилось 12 лет (совершеннолетие по тем временам), Предслава твёрдо заявила родителям, что станет монахиней и поселится в монастыре, дабы погрузиться в мир церковных книг, которые столь ей милы. Но у Всеслава были совсем другие планы на внучку. Поскольку девочка была очень хорошенькая и смышлёная, князь спал и видел Предславу какой-нибудь европейской королевой, или, на худой конец, княгиней в Киеве или Новгороде, что сулило ему немалые выгоды. София, также не лишённая честолюбивых замыслов, рыдала, Всеслав с сыном топали ногами и кричали  на Предславу, но та была непреклонна: "Монастырь и книги!".
   И тут в дело вмешались родственные связи. Настоятельницей Полоцкого монастыря была не кто иная, как родная дочь Всеслава, тётка Предславы. Эта суровая и властная женщина сумела призвать князей к порядку и забрала княжну к себе. Через некоторое время несгибаемая девочка приняла постриг под именем Ефросиньи и поселилась в одной из келий Софийского собора. Работать она стала в храмовой библиотеке, занимаясь переписыванием и переводом книг. Библиотека была богатой, в ней хранились довольно редкие книги, иметь у себя которые не отказались бы многие горожане. Ефросинья брала заказы, переписывала книги, а деньги, полученные за работу, раздавала в виде милостыни неимущим.
  Епископ Илия, убедившись в искренности веры Ефросиньи, в праведности её жизни, подарил ей участок земли под Полоцком. Вскоре Ефросинья  основала там Полоцкий монастырь св. Спаса, куда постриглась и пошедшая по её стопам Гордислава, став в монашестве сестрой Евдокией. Сейчас этот монастырь называется Спасо-Ефросиньев. Кстати, туда же постриглась и двоюродная сестра Ефросиньи и Евдокии - Звенислава, ставшая Евпраксией.
    Ефросинья основала ещё несколько монастырей, ставших центрами образования и просветительства, поскольку при них прежде всего открывались школы и библиотеки.
     Уже в пожилом возрасте Ефросинья совершила паломничество в Иерусалим, где, обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла. Сначала её похоронили под Иерусалимом, затем перезахоронили в Киево-Печерской лавре. В Полоцк мощи святой привезли только в 1910 году.

   

Комментариев нет:

Отправить комментарий